Структура профессионального опыта

Структура профессионального опыта

Опыт как знак успешности профессиональной или менеджерской деятельности связан с возрастом специалиста и руководителя. Очевидно, что для набора профессионального и менеджерского опыта необходимо время, и, следовательно, нельзя говорить о молодом сотруднике 24-35 лет как об опытном профессионале или менеджере.

Существуют профсферы, в которых именно богатый, развернутый опыт является ведущим фактором, непосредственно влияющим на успешность сотрудника. К таким сферам относятся производство, консалтинг, менеджмент. Опытный юрист, бухгалтер, руководитель, психолог или производственник всегда найдут работу на рынке культурного бизнеса.

Но при этом нельзя проводить прямую и однозначную зависимость между такими факторами, как возраст и опыт. Другими словами, можно ошибиться, если в условиях приема на работу зрелый специалист будет оцениваться как опытный только по возрасту. Для оценки опытности зрелого специалиста нужно провести экспертную оценку его знаний, навыков и опыта.

Пример про оценивание

В одной российской фирме, занимающейся издательским делом, в конце испытательного срока собирают комиссию для оценки результатов работы испытуемого. Не зная, результаты чьей работы они оценивают, эксперты выносят решение и определяют уровень выполнения тех или иных видов издательских работ кандидатом (например, компьютерный дизайн, сканирование рисунков, редактирование текстов и так далее) Только после экспертной оценки руководство компании принимает решение о приеме испытуемого на должность.

Следует учитывать, что профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать только тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы. Опытом становятся только те жизненные и профессиональные навыки и ситуации, которые осмыслены, проработаны человеком и стали частью его внутреннего мира.

Чтобы сформулировать психологическую оценку опыта специалиста любого возраста, нужно обратить внимание на структуру его опыта, которая состоит из следующих компонентов:

  • Способы анализа собственных успехов, которые реализует работник.
  • Способы анализа личных ошибок и неудач.
  • Знание своих «сильных» и «слабых» особенностей характера и склада ума.
  • Наличие развитых способов саморегуляции (самоконтроля, сдерживания, активизации и так далее)
  • Умение правильно анализировать свои достижения и ошибки, выделяя как объективные условия ситуации, так и действия других людей и собственные поступки.
  • Умение позитивно изменять самого себя, развиваться и расти.